Россия в начале бурных 1990-х годов бросила Кубу, своего верного союзника в Новом Свете, в буквальном смысле на произвол судьбы. Но кубинцы, как ни странно, выжили, не отказавшись при этом ни от революционных идеалов, ни от ставки на построение социализма. И уже не первый год российские власти пытаются восстановить прежние связи и влияние в этом райском уголке земли. Новый импульс российско-кубинским отношениям должен придать визит вице-премьера России Игоря Сечина на Кубу, начавшийся 30 июля.
читать дальше
С начала 1990-х годов Москва отказалась от экономической помощи Кубе,
которая выражалась в покупке по завышенным ценам и в огромных
количествах кубинского сахара и поставкам в обмен на него 13 млн тонн
российской нефти ежегодно. Из этого объема только 9 млн тонн шло на
внутреннее потребление, а остальное Гавана с выгодой продавала за
рубеж. Последняя крупная сдача позиций России на Кубе произошла в 2003
году, когда полностью был ликвидирован объект радиоэлектронной
разведки в Лурдесе, на котором в былые годы базировалось около 1000
российских военнослужащих.
которая выражалась в покупке по завышенным ценам и в огромных
количествах кубинского сахара и поставкам в обмен на него 13 млн тонн
российской нефти ежегодно. Из этого объема только 9 млн тонн шло на
внутреннее потребление, а остальное Гавана с выгодой продавала за
рубеж. Последняя крупная сдача позиций России на Кубе произошла в 2003
году, когда полностью был ликвидирован объект радиоэлектронной
разведки в Лурдесе, на котором в былые годы базировалось около 1000
российских военнослужащих.
Но, как и в случае со многими бывшимипартнерами
по соцлагерю, сейчас окрепшая и пытающаяся вернуться на Кубу
Россия встречает там взаимопонимание. Обе страны практически
одновременно заговорили о заинтересованности в расширении
экономического сотрудничества.
Серьезной попыткой возрождения двухстороннего сотрудничества
стал визит на Кубу в сентябре 2006 года тогдашнего премьер-министра России
Михаила Фрадкова. Тогда был урегулирован долг Кубы перед Россией в $166 млн,
и сразу же получен новый российский кредит в $355 млн под закупку российской техники
в 2006-2008 годах. Этот кредит стал своего рода пилотным проектом по поддержке
российского экспорта на Кубу и развитию двусторонних отношений.
Правда, через несколько дней, вернувшись в Москву из Гаваны,
Фрадков в сердцах раскритиковал российские компании
за крайне низкое качество техники, которую они намеревались поставить
под правительственный кредит. Так можно только консервировать взаимную
техническую отсталость. России и Кубе, в первую очередь, надо развивать
сотрудничество в перспективных сферах: биотехнологиях, медицине,
туризме, коммуникациях, недвижимости, электроэнергетике и разведке
углеводородов.
Тем не менее, не особо избалованные техническими новшествами
кубинцы смогли благодаря кредиту, полученному в 2006 году,
подзакупить запчастей для поизносившейся техники, поставленной еще во
времена Советского Союза. Кроме того, к настоящему времени на Кубу
поставлены 6 российских гражданских самолетов: три Ил-96 и три Ту-204;
в ближайшей перспективе планируется поставить еще несколько
авиалайнеров. Кубинские представители, видимо, на том основании, что у
них появились три дальнемагистральных Ил-96, утверждают, что уже до
конца нынешнего года интенсивность авиасообщения между Кубой и Россией
возрастет в два раза. В 2007 году были подписаны контракты на поставку
200 автобусов ЛиАЗ, такого же количества грузовых автомобилей КАМАЗ, а
также лифтового оборудования.
Собирается вновь развернуться на Кубе и «АвтоВАЗ»,
продающий свои «Лады» на острове Свободы с 80-х годов прошлого века.
В российском автоконцерне сейчас утверждают, что планируют не только
поставлять на Кубу автомобили и запчасти, но даже создать сборочное производство,
и продавать более 2 000 автомобилей в год. На «АвтоВАЗе» полагают, что «Лады»
обладают оптимальным соотношением цены и качества для жителей острова.
Благодаря госфинансированию российского экспорта начал расти товарооборот
между двумя странами. Если в 2005 году он составлял $125 млн, в 2006-м - $231
млн, то в 2007-м - уже почти $285 млн. Произошло увеличение этого показателя,
ясное дело, за счет увеличившегося ввоза на Кубу российской машинно-технической продукции.
В целом российский экспорт на Кубу в 2007 году составил почти $217 млн; кубинский импорт в Россию
- $68 млн, большую часть которого, по традиции, составил сахар-сырец.
Но что же нового в современных условиях может Россия предложить Кубе? Ведь
очевидно, что мобильные телефоны, компьютеры и прочая бытовая
электроника, которую с недавнего времени новый кубинский лидер Рауль
Кастро разрешил покупать всем кубинцам, наверняка будут поставляться из Китая.
Безусловно, что Россия могла бы предложить Кубе помощь в разведке нефти
в ее экономической зоне Мексиканского залива, а в дальнейшем
и строительство нефтеперерабатывающих мощностей на острове.
Но если в Венесуэле российские компании уже застолбили за собой
нефтеносные участки в долине реки Ориноко, то возможность осуществления
кубинских нефтяных проектов пока лишь рассматривается.
Область же, где без всяких промедлений Куба и Россия могут расширять
сотрудничество - безусловно, туризм. Фидель Кастро в поисках новых
источников валютной выручки стал активно развивать на Кубе
туристический бизнес. Вся туристическая инфраструктура, рассчитанная на
интуристов, уже создана на Кубе в 1990-е годы и продолжает
совершенствоваться. К сожалению, числом российские туристы на Кубе
сильно уступают испанцам, французам, немцам, канадцам и проч.
Количество россиян, посетивших Кубу и в 2006-м, и в 2007-м годах,
стабильно держалось чуть ниже отметки 16 000 человек в год. Это явное
упущение Ростуризма и частных российских туроператоров, недостаточно
рекламирующих отдых на Кубе среди россиян.
Источник: www.rian.ru/analytics/20080731/115321373.html